Воспитание детей с ОПФР.
Проблемы. Пути решения.
Воспитание — это
основа образовательного процесса. Поэтому в современном специальном образовании
весьма актуальна проблема качества не только обучения, но и воспитания,
формирования и развития социально адаптированного человека. Основным
компонентом содержания воспитательной работы является воспитывающая
деятельность: познавательная, трудовая, художественно-эстетическая,
социально-ориентационная, физкультурно-спортивная, свободное общение.
Наблюдения, которые мы
вели в течение нескольких лет, показывают, что дети с ОПФР отличаются
рядом особенностей. Нами определены проблемы в воспитании учащихся с
ОПФР:
— неразвитость адаптационных
способностей;
— своеобразие, неадекватность поведения
учащихся, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и
сверстниками;
— узость представлений об
окружающем мире, низкий уровень социального опыта;
— слабая нервная система, быстрая
утомляемость;
— взаимодействие с родителями; низкая
педагогическая грамотность родителей.
Мы убеждены, что
хороших результатов можно добиться только тогда, когда воспитание учащихся с
ОПФР становится функцией не отдельного педагога, а всего учреждения
образования в содружестве с семьёй ребёнка. Чтобы коррекционная
работа была более эффективной, необходимо активное сотрудничество всех
специалистов школы, ведь перед нами стоят единые цели в обучении и воспитании
детей с проблемами в развитии. И только благодаря совместной работе всех
специалистов, мы сможем добиться больших результатов, и учебно-воспитательный
процесс будет успешным.
В школе разработана и
функционирует программа «Дружная семья». Данная программа актуальна для
сегодняшнего времени: она помогает решать проблемы воспитания учащихся с ОПФР,
предоставляет возможность для реализации творческих способностей детей,
повышения личностной культуры и участия в делах социальной значимости, развития
коммуникативных и организаторских способностей.
Цель: совершенствование системы обучения и
воспитания детей с особенностями психофизического развития в школе
Задачи:
— формирование доброжелательных установок,
чуткости, терпимости в отношении учащихся с ОПФР;
— организация безбарьерной и адаптивной
пространственно-предметной среды для полноценного личностного развития детей с
ОПФР;
— создание равных возможностей и доступа детей
с ОПФР к участию в различных формах общественной жизни, включение их в активное
социальное взаимодействие;
— содействие достижению максимально возможной
самостоятельной и независимой жизни детей с ОПФР.
В выполнении задач программы «Дружная семья» участвуют следующие педагогические
работники школы: администрация, учитель и воспитатель класса ОПФР,
учителя-дефектологи, учителя-предметники, работающие в классе ОПФР,
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник школы. Огромное
значение имеют единые педагогические требования, поэтому в воспитании детского
коллектива налажен тесный контакт в работе всех специалистов школы.
Особенно требуется
помощь всех специалистов детям 1-го класса в адаптационный период.
Необходимым условием успешной адаптации учащихся является изучение и учёт
индивидуально-личностных особенностей каждого ученика всеми участниками
учебно-воспитательного процесса. Большую роль в этом играет деятельность
педагога-психолога по следующим направлениям:
1. Психодиагностика учащихся с ОПФР.
2. Психопросвещение учащихся с ОПФР, педагогов, работающих с
учащимися, имеющими ОПФР.
3. Развивающие занятия, направленные на развитие психологических
процессов (памяти, внимания, воображения, мышления)
Педагог-психолог
проводит психологические занятия в рамках информационных и классных часов,
направленные на повышение уровня ученического восприятия различных ситуаций,
связанных с развитием учащихся с особенностями психофизического развития.
Просвещение учителей, работающих в классе ОПФР, проводится педагогом-психологом
в рамках психологических лекториев и занятий с целью повышения уровня
психологической культуры, для возможности более глубокого и детального взаимодействия
с учащимися с ОПФР по темам «Особенности взаимодействия с учащимися, имеющими
ОПФР», «Организация психолого-педагогической поддержки на этапе адаптации к
школе». Проводятся лекции-консультации для педагогов по темам
«Формирование у учащихся толерантности», «Учебная успешность. Педагогическое
взаимодействие с детьми различных темпераментов», семинар по организации
процесса обучения в 1-х классах «Возрастные особенности учащихся 1-х классов».
У большинства детей с
ОПФР неустойчивая эмоционально-волевая сфера, что ведёт к нарушению этических
норм поведения учащихся, возникновению у них трудности в установлении здоровых
межличностных контактов. Отмечается своеобразие, неадекватность поведения
учащихся с ОПФР, отсутствие у них умения устанавливать отношения с взрослыми и
сверстниками. Обучение школьников умению общаться, воспитанию доброго отношения
к любому человеку формируется в деятельности свободного общения. Видеть
человека как такового, ценить другого вне его предметной деятельности —
основная задача свободного общения. У детей умение общаться формируется
преимущественно в предметной деятельности, поэтому все виды предметной
деятельности и составляют содержание свободного общения. В школе
разработана коррекционно-развивающая программа «Уроки общения». Программа
содержит занятия по эмоциональному воспитанию. Цель этих
занятий — социально-эмоциональное развитие школьников. Задачи
социально-эмоционального воспитания:
— развитие адекватного эмоционального
реагирования;
— развитие умений расшифровывать и
воспроизводить мимические и пантомимические формулы различных эмоциональных
состояний;
— социально-эмоциональное развитие, включающее
использование и понимание невербальных средств коммуникации, понимание своих и
чужих эмоциональных состояний и причин, их порождающих, желание и умение
говорить о своих эмоциях, формирование просоциального поведения и способности
контролировать эмоциональные проявления;
— развитие навыков релаксации.
Опыт педагогов, работающих в классе, показал,
что большую роль в решении проблемы воспитания у детей чувства
товарищества и взаимопомощи играют занятия изобразительной деятельностью и
конструированием. На протяжении уже нескольких лет школа сотрудничает с
Гродненским городским центром технического творчества учащихся. Учащиеся класса
ОПФР посещают кружок начально-технического моделирования «Фантазёры», где
учатся совместно изготавливать поделки из бумаги и картона. Организация
коллективного выполнения заданий содействует воспитанию у детей умения дружно,
согласованно работать. Решение проблемы неадекватности поведения учащихся
с ОПФР решается учителем класса ОПФР в тесной связи со специалистами СППС.
Педагог-психолог проводит психопрофилактические занятия с учащимися, имеющими
особенности психофизического развития. Они имеют целью предупредить
формирование вредных привычек – данные занятия проводятся в форме
профилактических бесед с учащимися. Также проводятся беседы на темы, связанные
с личной безопасностью учащихся, так как дети данной категории подвержены
зависимому поведению. Развивающие занятия оформляются в виде занятий по
психологии, которые имеют в своём содержании элементы сказкотерапии, арттерапии
или коллективно-творческого дела. Развивающие занятия чаще всего носят игровой
характер.
На современном этапе
развития образования приоритетной задачей школы выступает организация
образовательного процесса таким образом, чтобы ребёнок с ОПФР как можно раньше
был способен найти ответ на главные в жизни человека вопросы: каков окружающий
мир, как устроена жизнь, в чём смысл происходящего для тебя и для окружающих
людей. Проблема узости представлений учащихся с ОПФР об окружающем мире,
низкого уровня их социального опыта решается как в урочной, так и
во внеурочной деятельности. Проблема формирования личности ребёнка с ОПФР
постоянно находится в поле зрения учителей и воспитателя данного класса.
Большую роль в освоении социального опыта детьми с ОПФР играют занятия,
проводимые во внеурочное время. Воспитатель несёт особую ответственность за
формирование и закрепление у своих воспитанников жизненно необходимых знаний и
умений. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный учителями
школы, работавшими в классах ОПФР, воспитатель создала программу
коррекционно-развивающих занятий по социальной адаптации воспитанников «Мир
вокруг нас». Программа состоит из девяти взаимосвязанных образовательных
блоков. Их основная цель — помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь
разнообразными видами деятельности, выработать у воспитанников достаточный
уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из
экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. Блоки программы «Мир вокруг
нас»: «Безопасность жизни», «Жилые помещения», «Культура поведения», «Одежда и
обувь», «Ориентирование в окружающем», «Отдых и досуг», «Охрана здоровья»,
«Питание», «Природа». Содержание программы было апробировано, и мы
зафиксировали положительные результаты: повысилась активность детей на
занятиях, у них появилось желание освоить предлагаемый материал, чему-то
научиться, дети стали пытаться применять в повседневной жизни полученные знания
и умения.
Одной из важных
психолого-педагогических проблем воспитания детей с ОПФР, на наш взгляд,
является проблема ослабленного состояния здоровья учащихся, их слабая нервная
система и быстрая утомляемость.
Здоровье детей зависит
не столько от медицинских работников, сколько от всего комплекса биологических
факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно
поведенческих привычек. Ребёнку в современных условиях, насыщенных различными
факторами физической, химической, биологической природы, огромным объёмом
психо-эмоциональных воздействий, сохранить здоровье непросто. Исследованиями
психологов установлен ряд факторов, отрицательно влияющих на физическое и
психическое здоровье детей. Это:
комплекс факторов закрытых помещений и
ограниченных пространств;
информационно-психогенные факторы;
комплекс факторов телесной гиподинамии;
комплекс духовных и психических факторов в
общении педагогов с детьми; потеря смыслов и интереса в организации учебно-воспитательного
процесса.
В нашей школе
формирование здорового образа жизни у учащихся с ОПФР проводится постоянно и
последовательно, начиная с информации, т.е. приобретения знаний о здоровье и
факторах его формирующих. Затем, используя средства мотивации, учащимися
приобретаются навыки, меняется их поведение, становясь осознанным. Приобретение
учащимися знаний о здоровье происходит на уроках, на коррекционных
занятиях, на занятиях в группе продлённого дня при прохождении блоков программы
«Мир вокруг нас», о которой говорилось выше.
Отношение к своему
организму, здоровью, здоровому образу жизни формируется у учащихся с ОПФР в
процессе физкультурно-спортивной деятельности. Участие в ней детей
удовлетворяет их потребность в отдыхе, движении, смене видов деятельности. В
нашей школе действует система физкультурно-оздоровительных мероприятий,
направленных на укрепление здоровья учащихся с ОПФР. Еженедельно ребята
посещают бассейн, где происходит развитие общей мускулатуры организма,
формирование взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и
сознанием, а также закаливание организма учащихся. Организация в школе
физкультурно-спортивной деятельности украшает жизнь детского коллектива класса
ОПФР весёлыми подвижными играми на переменах, гимнастическими и
ритмическими упражнениями, спортивными праздниками, эстафетами. Надо отметить,
что при проведении спортивных праздников и эстафет учащиеся с ОПФР играют и
соревнуются вместе с остальными учащимися. При этом происходит развитие не
только физических качеств, но и умения общаться, способности переживать неудачи
и радоваться победам соперников.
Семья и школа, учителя
и родители, их тесное взаимодействие и взаимопонимание, органическая
взаимосвязь их общих усилий — проблема и старая, и вечно новая. В школе, где
воспитываются дети с ОПФР, её значимость возрастает. Работа учителя нередко
остаётся малоэффективной, если он не находит активной и постоянной помощи со
стороны родителей. Ведь первой школой общения, в которой с ранних лет ребёнок
усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные
традиции данного общества и специфической социальной среды, является семья.
Именно родители и другие близкие лица формируют в сознании ребёнка реакцию на
окружающий его социальный мир.
Многие родители готовы
помочь школе и детям, но не знают, как взяться за дело. Среди родителей есть и
такие, кто устраняется от общения с ребёнком дома. Школа должна научить
родителей понимать своих детей, привлечь их к действенному участию в воспитании
детей. С этой целью в нашей школе предпринимаются всевозможные усилия для
установления более тесных контактов с семьями учеников. Применяются различные
виды работы — консультации, семинары, приглашения на открытые уроки,
устраиваются уголки для родителей. Последние два года в школе
практикуются конференции для родителей класса ОПФР. Наш небольшой опыт
показывает, что такие конференции — весьма эффективный метод привлечения
внимания родителей к нашим педагогическим целям и делам. Прежде всего, это
комплексное мероприятие, на котором родители получают необходимые теоретические
знания и практические навыки работы с детьми по формированию устной речи детей,
обмениваются опытом работы над произношением, знакомятся с приёмами
общения, способами раскрытия возможностей ребёнка.
В настоящее время
стоит проблема поиска новых форм оказания помощи родителям. Родители детей с
отклонениями в развитии испытывают значительные трудности как психологического,
так и педагогического характера. Только благодаря совместной работе всех специалистов
школы, мы добиваемся определённых результатов в проведении педагогического
всеобуча родителей.
Педагог социальный
проводит большую работу с родителями учащихся с ОПФР. По плану работы
проводятся групповые консультации «Мы вместе», «Безопасные каникулы», «Что
нужно знать родителям о физиологии младшего школьника», другие. По возникающим
вопросам проводится индивидуальное консультирование родителей. Педагог
социальный — частый гость на классных и общешкольных родительских собраниях.
Основные направления работы педагога социального с семьями, воспитывающими
ребёнка с ОПФР:
— обеспечение педагогической направленности
содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
— изучение медико-психолого-педагогических
условий, влияющих на личность ребёнка, его интересов, потребностей;
— организация социально-педагогической
деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ОПФР и взрослых;
— представление и защита интересов детей с
ОПФР, их семей во взаимоотношениях с различными общественными организациями и
структурами;
— накопление информации, связанной с нуждами
клиента;
— подготовка социальных запросов в
общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении
личных и социальных проблем семей, имеющих ребёнка с ОПФР (по мере
необходимости, по запросу).
Педагог-психолог
проводит планомерную систематическую работу по психоконсультированию всех
участников образовательного процесса в триаде: учащийся с ОПФР – родители
– законные представители – педагоги.
В школе работает
семейный клуб «Мы вместе», которым руководит учитель класса ОПФР совместно со
специалистами психологом и социальным педагогом. Для родителей разработаны принципы семейного воспитания
ребёнка с отклонениями в развитии:
— принцип любви, терпения и эмоциональной
привязанности близких к ребёнку;
— принцип полного безоценочного принятия
ребёнка;
— принцип внимательного слушания ребёнка и
оценки его состояния;
— принцип формирования у ребёнка чувства
привязанности, любви к близким, уважения к старшим;
— принцип активного участия родителей в
процессе воспитания и развития ребёнка, коррекции его нарушений и социальной
адаптации;
— принцип формирования родителями у ребёнка
навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей;
— принцип формирования нормативного поведения;
— принцип формирования гармоничной личности
ребёнка.
Ребёнок с ОПФР с
первых дней пребывания в школе должен усвоить права, которые формируют его
самоуважение как неповторимой и значимой для общества индивидуальности. Это
компоненты, формирующие структуру самосознания, осмысливаемые как право на имя;
право на уважительное отношение других; право на отношение к себе как
представителю определённого пола; право на своё прошлое, настоящее, будущее;
право на долг перед другими, которое можно сформулировать как право быть
обязанным. Только соблюдая такой принцип воспитания (от личности к обществу),
можно формировать человека, способного заботиться о благе других, патриота и
интернационалиста. Мы уверены, что благодаря творческому характеру
труда группы специалистов в нашей школе созданы благоприятные условия для
обучения учащихся с особенностями психофизического развития и решения
проблем их воспитания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий