Коррекция навыка чтения у детей с ОПФР
Театр
начинается с вешалки, а путь получения знаний, самообразования начинается с умения читать. Именно
поэтому считаю одним из главных
предметов в школе ЧТЕНИЕ. Ведь хорошо
читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не
только в начальном звене, но и в средних и старших классах. Без чтения человек
не может постичь окружающий мир. Именно на уроках чтения последовательно и
систематично расширяются представления детей об окружающем мире, обогащаются их
наблюдения. Обучающие получают элементарные
сведения о жизни, природе, обществе,
которые служат основой формирования нравственного, экологического,
эстетического воспитания. Чтение способствует развитию связной речи, обогащает
словарный запас. Чтение – это мощное средство образования, развития, и
воспитания всех способностей.
Чтение принадлежит к числу сложных
психофизиологических процессов. Учителю следует хорошо усвоить, что чтение -
это вид речевой деятельности, в которой
во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы
слова; перевод её в звуковую; понимание прочитанного.
В настоящее
время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого,
выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается
значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в
начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта
проблема особенно остро проявляется в специальной школе , т.к. процесс
формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно
и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно:
неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому,
что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным у
65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в не усвоении
букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова,
нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У
умственно отсталых учащихся с несформированными навыками чтения возникают
трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются
расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом
общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом
возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с
интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как
читателя, и как саморазвивающуюся личность.
Следует в
первую очередь выявить причины ошибочного чтения, а затем работать
индивидуально. Причинами ошибочного чтения являются:
·
Несовершенство
зрительного восприятия
·
Неразвитость
артикуляционного аппарата
·
Нехватка
дыхания
·
Незнание
лексического значения слова
·
Незнание
орфоэпических норм.
Ученые
Гнездилов, Воронкова, Аксенова, Петрова, Левина, Сорокина и др. подчеркивали
важность процесса формирования навыков чтения.
В программе
для специальных (коррекционных) школ указывается, что основными задачами
обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст
вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; формировать у учащихся
навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Кроме общих
с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию
коррекции недостатков. В своей практике
использую различные дидактические игры и методические приемы, способствующие
формированию и коррекции полноценного навыка чтения у учащихся начальных
классов специальной (коррекционной) школы .
Работа по
устранению и предупреждению ошибок при чтении, т.е. совершенствование навыка
чтения, осуществляется в речевых разминках в начале каждого урока и на основном
этапе урока. Сюда входят упражнения на дыхание и артикуляцию: «Снег»,
«Цветочный магазин», «Греем руки», «Пузырь», «Математик», «Медвежата», «Вкусное
варенье», «Почистим зубки», «Лошадка», «Окошко», Слоник пьёт», «Часики»,
«Орешки». А также упражнения, направленные на развитие чёткости произношения:
скороговорки, чистоговорки, игра «Сломанный телефон», чтение согласных с
гласными; упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся
предпосылкой правильного чтения: наращивание согласных и гласных, чтение по
подобию, добавление звука в середине, перестановка слогов, отбрасывание звуков, чтение слоговых таблиц.
В речевую разминку могут входить упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память:
«Фотоглаз», «Слог потерялся», «Улитка», «Круговое чтение». Зрительные диктанты,
чтение со взрослым, реконструкция предложения, «Мнимое слово», «Игра в прятки»,
найти слова в предложении или тексте, состоящие из одного слога, с ударением на
первый слог, найти предложение с
восклицательной интонацией, чтение до первой ошибки; гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
Не
секрет, что, только научившись читать, у
ребёнка пропадает интерес к чтению и урок становится одним из нелюбимых. Как
научить детей читать быстро, эффективно. Сознательно и при этом заинтересовать
в этом виде деятельности волнует всех педагогов. Основным приёмом, обеспечивающим
развитие навыка чтения и сохранения интереса, является многократное обращение к
тексту. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Упражнения в
чтении даю с различными заданиями, чтобы
разнообразить урок. Существует немалое количество видов чтения:
·
чтение по
эстафете,
·
выборочное чтение (по вопросам, по иллюстрациям),
·
жужжащее
чтение,
·
чтение в
парах (по абзацам, цепочкой, хором, с ответами на вопросы, с разной
интонацией),
·
комбинированное чтение,
·
чтение по
цепочке (по предложению, по абзацам),
·
чтение по
ролям,
·
хоровое
чтение по рядам «Какой ряд лучше?»,
·
«Кто
быстрее» (найти данное предложение, слова с орфограммой, и т.д.),
·
чтение с
убыстрением, чтение до первой ошибки и т.д.
Перечитывая произведение каждый раз с другим
заданием, школьники открывают в нём что-то новое, чего не заметили при первом
чтении. И цель педагога: создание благоприятных условий для работы над
содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм,
методов, приёмов.
Большое внимание уделяю словарной работе, которая может строиться по-разному. Это и объяснение перед чтением, и
наглядный показ рисунка, и объяснение слов по ходу чтения, а также отправление
к сноскам и словарю, практический показ незнакомого слова, использование
загадок.
Использование творческих заданий, сочетание коллективной, парной и
индивидуальной работы на уроке оживляет урок.
Навык
чтения является общепредметным навыком. Степень его сформированности
определяется следующими качествами:
беглость, сознательность, правильность, выразительность. И если на начальной
ступени обучения школьник достаточно освоит этот навык, то при дальнейшем обучении у него не будет
возникать трудностей в усвоении общеобразовательной программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий