Учитель-дефектолог:
Бойко В.Г.
«О толерантном
отношении к детям с ОПФР в условиях образовательной интеграции».
Толерантность – это уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления
человеческой индивидуальности.
Проявлять
толерантность – это значит признавать то, что люди
различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям,
обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Важно быть терпимым по отношению друг к
другу, что очень непросто, особенно, если «рядом
идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.
Интегрированное
(совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их
социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам,
выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать
потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям
и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости
к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и
стремлению к сотрудничеству).
В школе, как и в обществе в целом,
существует ряд серьёзных проблем:
-отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах (в том числе
их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;
-отсутствие у них навыков общения
с детьми-инвалидами;
-отсутствие в школьной программе
занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и
научиться общению с ними;
-дефицит методических разработок в
этой области.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья
заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками
и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным
ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к
детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических
и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с
ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях
толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог
сам должен быть готов к проявлениям толерантности.
·
В связи с этим,
следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности
понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных
ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
В процессе совместного обучения актуальны
положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между
всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время.
Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и
раздражительность. Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего
возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей.
Цель проведения работы по формированию
толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья –
сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение
человеческого достоинства и индивидуальности.
В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и
психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит
развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная
связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного
мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится
анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого
человека, учится работать в команде, быть лидером.
В средних и старших классах (5-11 кл.) методика
работы педагога имеет свою специфику: участие педагога и учащихся в проектной и
учебно-исследовательской деятельности, социально моделирующей деятельности,
организация проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов,
досугово-развлекательные акции обучающихся в окружающем школу социуме.
В
процессе формирования у школьников толерантного отношения общества к детям с
ограниченными возможностями здоровья предполагается реализация таких форм и
методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги;
коммуникативные тренинги; праздники; коллективное творческое дело; игровые и
конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры; беседа (в том
числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение
(самоубеждение); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод
воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и
общения ребенка; поручения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий