Организация коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных представлений у детей с ОПФР.
В ходе специальных коррекционных занятий с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья я особое внимание уделяю формированию пространственных и временных представлений.
Диагностика.
В ходе работы проводится диагностика сформированности пространственно-временных представлений у детей: в начале и по окончании курса занятий.
Обследуются такие параметры:
- Пространственные представления о собственном теле.
(Анализ сформированности представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела):
- в отношении собственного лица (анализ частей лица и их расположение на лице по отношению друг к другу)
Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что у тебя над глазами, под глазами, под носом, над носом, надо лбом, под губами.
А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха».
«Достань левой рукой правое ухо»,
«Достань правой рукой правое ухо»
- по отношению к телу в целом (анализ расположения частей собственного тела)
Инструкция: «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями».
- по отношению к руке (анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга)
Инструкция: «Что выше: плечо или локоть? Плечо или ладонь? Ладонь или запястье?
- Пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве.
(Анализ взаиморасположения объектов в пространстве):
- взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;
- взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела);
- взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.
Оценивается и возможность вербализации пространственных представлений.
Материал для исследования: коробка и карандаш.
Последовательность исследования:
а) карандаш помещается на коробку.
Инструкция А: «Вот видишь, карандаш находится на коробке (показывается). А как сказать, где находится карандаш сейчас? (карандаш помещается над коробкой).
Инструкция Б: «А так?» (карандаш помещается под коробкой на некотором расстоянии от ее дна).
б) карандаш помещается между ребенком и коробкой.
Инструкция В: «Сейчас карандаш находится вот здесь. Вот ты, вот коробка, а вот карандаш. Как сказать, где находится карандаш по отношению к коробке?»
в) карандаш помещается справа или слева от коробки.
Инструкция Г: «Как сказать, где находится карандаш?».
- Особенности координатных и метрических представлений ребенка (взаиморасположение частей рисунка).
Методики:
- «Разрезные картинки»;
- «Кубики Кооса».
- Вербализация пространственных представлений.
Последовательность анализа:
- анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень);
- анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).
Оценивается: правильное владение ребенком такими предлогами и понятиями как: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от.
Материал для исследования: картинка с изображением полки с игрушками, картинка с изображением горизонтально и в пространстве расположенных разноцветных геометрических фигур, сюжетная картинка «Звери идут в школу».
- Лингвистические представления (пространство языка).
Анализируются:
- возможность словообразования, в том числе формирование сравнительных степеней прилагательных;
- подбор антонимов;
- понимание и формирование пассивных и других сложных речевых (лексико-грамматических) конструкций;
- понимание и формирование пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций.
Оценивается: понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями, квазипространственными (в том числе пространственно-временными и причинно-следственными).
Этапы исследования:
Формирование сравнительных степеней прилагательных.
Инструкция: «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще…», «Стул жесткий, а стол еще …», «Стол гладкий, а стекло еще …?»
Подбор слов-антонимов:
Инструкция: «Подбери слово противоположным смыслом:
«Стул жесткий, а подушка…?», «Карандаш короткий, а линейка…?»
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных речевых конструкций.
Методика исследования: ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе. Ребенок должен показать на листе то изображение, которое соответствует услышанной фразе.
Инструкция: «Покажи, где: мамина дочка…, дочкина мама. Хозяин коровы…, корова хозяина». «Покажи: скатертью накрыта клеенка…, мальчик спасен девочкой…, книгой накрыта газета…».
Оценивается правильное понимание сложных речевых конструкций, предъявляемых устно: «Бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?», «Пароходом перевезен самолет, кто кого вез?».
Исследуется возможность правильно продолжить сложную речевую конструкцию: «Перед тем как придти домой мальчик…», «Вместо того, чтобы надеть сапоги, я…», «Из-за того, что было жарко, девочка…» и т.п.
6. Анализ усвоения и правильного воспроизведения автоматизированных временных рядов.
Оценка сформированности «временных» рядов производится как в ситуации их последовательного воспроизведения, так и «вразбивку».
В первом случае ребенка просят перечислить последовательность времен года, месяцев, дней недели.
Во втором случае ребенок должен ответить на вопросы: «Перед осенью бывает…», «После зимы наступает…», «Перед средой бывает…», «После пятницы наступает…» и т.п.
Анализируется:
- четкость перечисления;
- наличие пропусков во временных рядах;
- нарушение их последовательности.
Обследование проводится индивидуально. Заполняется диагностическая карта .
Планирование занятий осуществляется в соответствии с результатами диагностики.
Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия в соответствии с логикой формирования пространственно-временных представлений. По итогам заключительной диагностики отслеживаются результаты проведенной работы и вносятся коррективы в программу занятий.
Организация занятий.
Принципы коррекционной работы
В ходе коррекционно-развивающих занятий я опираюсь на следующие основные принципы:
- Принцип замещающего развития, т.е. построение работы на основе определения актуального уровня развития ребенка – сформированности всей структуры и уровня базовых составляющих.
- Учет в коррекционной работе законов и принципов развития двигательных актов (цефалокаудальный, проксимодистальный, закон оси).
- Учет последовательности этапов и сроков речевого развития, эмоционального, психомоторного и отклонений в их развитии.
- Принцип последовательной дифференциации, предполагающий постепенный переход от общего к частному и наоборот.
- Поэтапное формирование умственных действий (в соответствии с теорией Гальперина): развернутая инструкция, пошаговое выполнение действий, демонстрация, использование меток, внешнего контроля.
- Учет в коррекционной работе ведущего типа мотивации (мотив достижения, соревновательная мотивация, мотивация поощрения, уход от наказания).
- Дидактические принципы обучения умственно отсталого ребенка.
- Тактика построения занятий
- Создание ребенку комфортных условий.
- Соблюдение ритуала занятий, ритмики.
- Постепенное введение новых элементов, образов.
- Использование здоровьесберегающих технологий (офтальмотренинг, двигательные паузы, релаксационная музыка и др.).
- Этапы работы.
- Работа над вертикалью.
- Работа начиналась со схемы лица. Совместно с детьми находили середину лица (нос), затем ставили руки на уровне носа и двигали ими вверх, а обратно – через стороны. Фиксировали, что выше носа (глаза, брови, лоб, волосы). Затем – что ниже носа (рот, подбородок, шея). При работе со схемой лица использовались игры «Ветрянка», «Артист», наглядный материал (схемы, таблицы, зеркала).
- Работа со схемой тела: что выше живота, ниже плеч, ниже колена и т.д.
- Работа с набором «Лего», картинами (игры «Строительство дома», «Лифт», «Магазин», «Лестница» и др.).
- Отработка понятий «выше», «ниже», «над», «под».
- Контрольные работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
II . Работа над горизонтальной плоскостью («ближе», «дальше»).
- Работа с телом (на вытянутой руке – что дальше от тела: кисть или локоть? Что ближе: пальцы или ладонь? И т.д.).
- Работа с геометрическими фигурами, наборами “Лего”, досками, игры “Клад”, “Теремок”, “Репка”
- Отработка понятий “ближе”, “дальше”, “перед”, “за”.
III . Работа над горизонтальной ориентировкой «вправо» – «влево».
- Работа над понятиями «между», «слева», «справа». Использование меток.
- Овладение координатными представлениями относительно собственного тела (что левее по отношению к тебе).
- Работа над предметным рядом.
- Отработка понимания, использования детьми речевых конструкций «левее», «правее» (игры «Магазин», «Горсправка», «Соседи», «Муха», «Морской бой», «Шифрованное письмо» и др.).
- Работа с числовым рядом.
IV. Работа над временными представлениями.
- Работа с понятием «время суток».
- Времена года.
- Месяцы.
- Часы.
- Закрепление понятий «после» (зимы, весны), «перед» (летом, осенью), «между» (летом и зимой).
V. Работа с чистым временем.
- Отработка понятий «раньше», «позже».
- Определение длительности временных интервалов (что длится дольше: секунда или минута – определение по секундомеру).
- Работа с представлениями, что такое прошлое и будущее («сегодня», «завтра», «вчера», «послезавтра», «позавчера».
- Составление режима дня.
- Расстояние и время (игры «Дорога в школу», «Свидание», «День рождения» и др.
VI. Работа с лингвистическим пространством.
- Работа с собственно языковым пространством: антонимы («большой» – «маленький», «холодный» – «горячий» и т.д.). Сравнение (большой (мячик), побольше, еще больше, самый большой).
- Работа с социоэмоциональным пространством («плохой» – «хороший», «добрый» – «злой»).
Занятия проводятся со всей группой и индивидуально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий