Мой блог будет полезен родителям, педагогам, логопедам и дефектологам.

среда, 7 декабря 2022 г.

 

Коррекция навыка чтения у детей с ОПФР.

Хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальном звене, но и в средних и старших классах. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Именно на уроках чтения последовательно и систематично расширяются представления детей об окружающем мире, обогащаются их наблюдения.  Обучающие получают элементарные сведения  о жизни, природе, обществе, которые служат основой формирования нравственного, экологического, эстетического воспитания. Чтение способствует развитию связной речи, обогащает словарный запас. Чтение – это мощное средство образования, развития, и воспитания всех способностей.

     Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов. Учителю следует хорошо усвоить, что чтение - это вид речевой  деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод её в звуковую; понимание прочитанного.

     В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным Р. И. Лалаевой  у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в не усвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У умственно отсталых учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.

     Следует в первую очередь выявить причины ошибочного чтения, а затем работать индивидуально. Причинами ошибочного чтения являются:

·        Несовершенство зрительного восприятия

·        Неразвитость артикуляционного аппарата

·        Нехватка дыхания

·        Незнание лексического значения слова

·        Незнание орфоэпических норм.

     Ученые Гнездилов, Воронкова, Аксенова, Петрова, Левина, Сорокина и др. подчеркивали важность процесса формирования навыков чтения.

     В программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида указывается, что основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; формировать у учащихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. В своей практике  использую различные дидактические игры и методические приемы, способствующие формированию и коррекции полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Работа по устранению и предупреждению ошибок при чтении, т.е. совершенствование навыка чтения, осуществляется в речевых разминках в начале каждого урока и на основном этапе урока. Сюда входят упражнения на дыхание и артикуляцию: «Снег», «Цветочный магазин», «Греем руки», «Пузырь», «Математик», «Медвежата», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка», «Окошко», Слоник пьёт», «Часики», «Орешки». А также упражнения, направленные на развитие чёткости произношения: скороговорки, чистоговорки, игра «Сломанный телефон», чтение согласных с гласными; упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения: наращивание согласных и гласных, чтение по подобию, добавление звука в середине, перестановка слогов,  отбрасывание звуков, чтение слоговых таблиц. В речевую разминку могут входить упражнения,  развивающие оперативное поле чтения и память: «Фотоглаз», «Слог потерялся», «Улитка», «Круговое чтение». Зрительные диктанты, чтение со взрослым, реконструкция предложения, «Мнимое слово», «Игра в прятки», найти слова в предложении или  тексте,  состоящие из одного слога, с ударением на первый слог,  найти предложение с восклицательной интонацией, чтение до первой ошибки;  гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

   Не секрет, что,  только научившись читать, у ребёнка пропадает интерес к чтению и урок становится одним из нелюбимых. Как научить детей читать быстро, эффективно. Сознательно и при этом заинтересовать в этом виде деятельности волнует всех педагогов. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения и сохранения интереса, является многократное обращение к тексту. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Упражнения в чтении  даю с различными заданиями, чтобы разнообразить урок. Существует немалое количество видов чтения:

·        чтение по эстафете,

·         выборочное чтение (по вопросам, по иллюстрациям),

·        жужжащее чтение,

·        чтение в парах (по абзацам, цепочкой, хором, с ответами на вопросы, с разной интонацией),

·         комбинированное чтение,

·        чтение по цепочке (по предложению,  по абзацам),

·        чтение по ролям,

·        хоровое чтение по рядам «Какой ряд лучше?»,

·        «Кто быстрее» (найти данное предложение, слова с орфограммой, и т.д.),

·        чтение с убыстрением, чтение до первой ошибки и т.д.

     Перечитывая произведение каждый раз с другим заданием, школьники открывают в нём что-то новое, чего не заметили при первом чтении. И цель педагога: создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм, методов, приёмов.

    Большое внимание уделяю словарной работе, которая может строиться  по-разному. Это и объяснение перед чтением, и наглядный показ рисунка, и объяснение слов по ходу чтения, а также отправление к сноскам и словарю, практический показ незнакомого слова, использование загадок.

   Использование творческих заданий, сочетание коллективной, парной и индивидуальной работы на уроке оживляет урок.

    Навык чтения является общепредметным навыком. Степень его сформированности определяется  следующими качествами: беглость, сознательность, правильность, выразительность. И если на начальной ступени обучения школьник достаточно освоит этот навык, то  при дальнейшем обучении у него не будет возникать трудностей в усвоении общеобразовательной программы.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Конспект урока по СБО. Тема: Семейные традиции Цели урока: 1.     Познакомить учащихся с понятием “семейные традиции”. 2.     Развит...