Мой блог будет полезен родителям, педагогам, логопедам и дефектологам.

среда, 14 декабря 2022 г.

 

Консультация для учителей предметников:

«Специфические особенности интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития на второй ступени получения образования».

 

         Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) по-прежнему является актуальным в современных условиях развития общеобразовательной школы. Учителя-предметники, работающие на второй ступени общеобразовательной школы, постепенно осваивают, понимают сущность  образовательной интеграции.

         Основные задачи учителя-предметника интегрированного класса – поддержка социального и личностного развития ребёнка, обучение  «особого» ученика с учетом его потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений, условий личностного взаимодействия в коллективе.

         Срок обучения детей с ОПФР зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможностей освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4-5 лет, на уровне общего базового образования – 9-10 лет. Сроки обучения детей с ОПФР не совпадают со сроками обучения в общеобразовательной  школе. Например, при переходе на вторую  ступень получения образования класс соответствует нумерации «5 класс». Класс, в который перешли дети с нарушением психического развития (трудности в обучении) и дети с интеллектуальной недостаточностью, будет соответствовать нумерации «6 класс», так как эти категории детей обучались на первой ступени  получения образования пять лет.

          В связи с изменёнными сроками получения образования детьми с ОПФР, отличиями в программном и методическом содержании образовательных областей у учителей-предметников  возникает ряд вопросов. Наиболее актуальным является вопрос о том, каким образом организовать учебный процесс по предмету в классе интегрированного обучения при переходе на вторую ступень получения образования. Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину процесса образовательной интеграции, необходимо владеть  следующей информацией:

             во-первых, знать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;

      во-вторых, знать, как организуется учебная деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;

        в-третьих, знать, как планируется работа учителем-предметником в условиях образовательной интеграции.

       Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются  в общей школе по программе вспомогательной школы. Программы и учебный план вспомогательной школы  классов первого отделения имеют существенные отличия от программ общеобразовательной школы. Многие общеобразовательные  предметные области  (химия, физика, иностранный язык, информатика) отсутствуют в учебном плане вспомогательной школы. Следовательно, учитель-предметник обязан организовать процесс обучения в интегрированных классах в соответствии с общеобразовательной и вспомогательной программами по предмету на основании  календарно-тематического планирования. Единых требований к календарно-тематическому планированию по предметным областям в образовательной интеграции не предусмотрено законодательно. Однако, «Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях» Министерства образования Республики Беларусь от 06.08.2009 нацеливают учителей-предметников на планирование с учетом двух образовательных программ. Учителя-предметники вправе использовать различные удобные способы моделирования планирования. Календарно-тематическое планирование по форме может  выглядеть следующим образом:

      учитель-предметник в примечании к календарно-тематическому планированию фиксирует темы программ вспомогательной школы;

  учитель-предметник составляет приложение к календарно-тематическому планированию общеобразовательной школы;

         учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ.

  Оцениваются дети с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного     обучения и воспитания по особой шкале оценивания вспомогательной школы. По окончании базовой школы учащиеся с ОПФР получают свидетельство особого образца.

         Главная задача учителя-предметника, работающего в классах интегрированного обучения и воспитания, заключается не столько в том, чтобы вооружить детей определёнными знаниями, хотя этот аспект также имеет значение  для отдельных категорий интегрируемых детей, а в том, чтобы найти механизмы включения ученика с ОПФР  в образовательный процесс  с учетом  его возможностей и способностей, обеспечив активную социализацию, личностное развитие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Конспект урока по СБО. Тема: Семейные традиции Цели урока: 1.     Познакомить учащихся с понятием “семейные традиции”. 2.     Развит...