Консультация
для учителей предметников:
«Специфические
особенности интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями
психофизического развития на второй ступени получения образования».
Вопрос
организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями
психофизического развития (далее ОПФР) по-прежнему является актуальным в
современных условиях развития общеобразовательной школы. Учителя-предметники,
работающие на второй ступени общеобразовательной школы, постепенно осваивают,
понимают сущность образовательной интеграции.
Основные задачи
учителя-предметника интегрированного класса – поддержка социального и
личностного развития ребёнка, обучение «особого» ученика с учетом его
потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений, условий
личностного взаимодействия в коллективе.
Срок обучения
детей с ОПФР зависит от характера, степени выраженности физических и (или)
психических нарушений, возможностей освоения учебной программы и составляет для
общего начального образования 4-5 лет, на уровне общего базового образования –
9-10 лет. Сроки обучения детей с ОПФР не совпадают со сроками обучения в
общеобразовательной школе. Например, при переходе на вторую ступень
получения образования класс соответствует нумерации «5 класс». Класс, в который
перешли дети с нарушением психического развития (трудности в обучении) и дети с
интеллектуальной недостаточностью, будет соответствовать нумерации «6 класс»,
так как эти категории детей обучались на первой ступени получения
образования пять лет.
В связи с
изменёнными сроками получения образования детьми с ОПФР, отличиями в
программном и методическом содержании образовательных областей у
учителей-предметников возникает ряд вопросов. Наиболее актуальным
является вопрос о том, каким образом организовать учебный процесс по предмету в
классе интегрированного обучения при переходе на вторую ступень получения
образования. Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину
процесса образовательной интеграции, необходимо владеть следующей
информацией:
во-первых,
знать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;
во-вторых, знать, как организуется учебная
деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;
в-третьих, знать, как планируется
работа учителем-предметником в условиях образовательной интеграции.
Дети с интеллектуальной
недостаточностью обучаются в общей школе по программе вспомогательной
школы. Программы и учебный план вспомогательной школы классов первого
отделения имеют существенные отличия от программ общеобразовательной школы.
Многие общеобразовательные предметные области (химия, физика,
иностранный язык, информатика) отсутствуют в учебном плане вспомогательной
школы. Следовательно, учитель-предметник обязан организовать процесс обучения в
интегрированных классах в соответствии с общеобразовательной и вспомогательной
программами по предмету на основании календарно-тематического
планирования. Единых требований к календарно-тематическому планированию по
предметным областям в образовательной интеграции не предусмотрено
законодательно. Однако, «Методические рекомендации по организации
интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями
психофизического развития в общеобразовательных учреждениях» Министерства
образования Республики Беларусь от 06.08.2009 нацеливают учителей-предметников
на планирование с учетом двух образовательных программ. Учителя-предметники
вправе использовать различные удобные способы моделирования планирования.
Календарно-тематическое планирование по форме может выглядеть следующим
образом:
учитель-предметник в примечании к
календарно-тематическому планированию фиксирует темы программ вспомогательной
школы;
учитель-предметник составляет приложение к
календарно-тематическому планированию общеобразовательной школы;
учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с
учетом двух образовательных программ.
Оцениваются дети с интеллектуальной недостаточностью в классах
интегрированного обучения и воспитания по особой шкале
оценивания вспомогательной школы. По окончании базовой школы учащиеся с ОПФР
получают свидетельство особого образца.
Главная задача
учителя-предметника, работающего в классах интегрированного обучения и
воспитания, заключается не столько в том, чтобы вооружить детей определёнными
знаниями, хотя этот аспект также имеет значение для отдельных категорий
интегрируемых детей, а в том, чтобы найти механизмы включения ученика с ОПФР
в образовательный процесс с учетом его возможностей и способностей,
обеспечив активную социализацию, личностное развитие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий