Мой блог будет полезен родителям, педагогам, логопедам и дефектологам.

среда, 9 ноября 2022 г.

 

Развитие памяти у детей с ОПФР

Память-это способность мозга, с помощью которой данные или информация кодируются, хранятся и извлекаются при необходимости. Это сохранение информации с течением времени с целью влияния на будущие действия. Если бы нельзя было вспомнить прошлые события, то невозможно было бы развить язык, отношения или личную идентичность.

Процессы памяти

·         Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

·         Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта даёт возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

·         Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведённая информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

·         Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у детей с ОПФР имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее детьми осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с ОПФР позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у детей с ОПФР  выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти детей с ОПФР проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение — процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение детей с ОПФР носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит детей с ОПФР к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у детей с ОПФР так же  слабо развита.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У детей с ОПФР чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

Все отмеченные особенности памяти детей с ОПФР носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Отмечают положительную динамику в развитии детей с ОПФР  при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Конспект урока по СБО. Тема: Семейные традиции Цели урока: 1.     Познакомить учащихся с понятием “семейные традиции”. 2.     Развит...