НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОПФР
Внимание — избирательная
направленность восприятия на тот или
иной объект, повышенный
интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Изменение внимания выражается в
изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося
предметом деятельности человека.
Нарушения внимания – это неспособность человека в течение
определенного времени сохранять концентрацию на каком-то предмете, образе, событии
или рассуждении.
Нарушения внимания – невозможность избирательно направлять восприятие на
какой-либо объект. Обусловлены органическими поражениями мозга, атрофическими,
нейроэндокринными процессами, могут быть вызваны стрессовыми, эмоционально
заряженными ситуациями или другими психогенными факторами.
Выделяют следующие
нарушения:
·
Снижение устойчивости. Данное расстройство
называют также патологической отвлекаемостью, а в тяжелых случаях –
сверхотвлекаемостью (гиперметаморфозом). Проявляется снижением избирательности,
непроизвольным переключением на посторонние раздражители.
·
Повышение истощаемости. Как следствие
чрезмерной утомляемости ухудшаются все основные параметры при психической
нагрузке. Ослабляется активное и пассивное внимание.
·
Сужение объема. Определяется высокая
сосредоточенность на одном (реже двух) объектах с полным игнорированием других.
Примером такого расстройства являются сверхценные идеи, психотравмирующие
переживания.
·
Снижение концентрации. Отмечается ослабление
либо полная утрата способности сосредотачиваться на конкретных явлениях и
объектах. Страдают активные формы внимания, пассивные остаются на прежнем
уровне.
·
Повышение инертности. Тугоподвижность внимания
– нарушение способности переключать фокус с наблюдаемого объекта или выполняемого
действия. Характерна для органических поражений мозга, проявляется
персеверациями на различных уровнях психики.
Диагностика
:
1. Беседа и наблюдение. Врач-психиатр
выясняет жалобы, наличие психических и неврологических расстройств, стрессов и
психотравм, собирает семейный анамнез. Пациенты переспрашивают, отвлекаются на
внешние раздражители, задерживаются на единичном аспекте темы либо говорят
расплывчато, обрывками, не фиксируясь на каком-то одном обсуждении. Им
необходима организующая и направляющая помощь.
2. Методы двойной стимуляции. Данные техники
направлены на диагностику модально-специфических нарушений. Их суть заключается
в одновременном предъявлении стимулов одинаковой модальности, оценке
способности распределять и удерживать внимание. Для выявления зрительного
невнимания предъявляются два стимула-объекта. Слуховое невнимание определяется
одномоментным воздействием разных звуков в оба уха; тактильное невнимание –
прикосновением двойной локализации, но различной интенсивности/характера;
двигательное невнимание – повторением сложных движений.
3. Патопсихологические пробы. Представляют собой
тестовые задания со структурированным стимульным материалом. По успешности
выполнения и характеру ошибок психолог определяет нарушения функции.
Распространенными методиками являются:
·
Корректурная проба. Используется для определения
концентрации и устойчивости внимания. Оценивается темп выполнения теста,
количество, характер и распределение ошибок.
·
Счет по Крепелину. Применяется для исследования
работоспособности, переключаемости внимания. По результатам определяется
врабатываемость, истощаемость, инертность.
·
Таблицы Шульте. Проба на отыскивание чисел выявляет
подвижность внимания, утомляемость, сосредоточенность. Учитывается скорость и
правильность выполнения заданий.
·
Красно-черные таблицы. Основное
назначение методики – оценка операции переключения. Общее затраченное время
указывает на темп когнитивной деятельности.
·
Отсчитывание. Проба позволяет оценить
сосредоточенность, концентрацию и истощаемость. Экспериментатор регистрирует
характер ошибок, следование инструкции.
Вывод:
1.Особенности произвольного внимания у детей с
ОПФР ярко проявляются в характере отвлечений: «посмотрел в окно», «осуществляет
действия, не связанные с выполнением задания».
2.
Низкий уровень произвольного внимания у детей с ОПФР приводит к
несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
3.У
у детей с ОПФР по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение
познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе
внимания.
4.Под
руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда
ему неинтересно.
5.Давая
указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку.
Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.
6.Учите
детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений.
Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов
позволяют лучше
концентрироваться на заинтересовавшем предмете.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий