Мой блог будет полезен родителям, педагогам, логопедам и дефектологам.

среда, 18 мая 2022 г.

 

Роль информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании .

 Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

    В современном мире компьютер является необходимым атрибутом человеческого существования, частью культурной среды. Информационные технологии вошли практически во все сферы деятельности человека: производство, науку, образование, быт.         ИКТ является инновационным и прогрессивным методом в образовании.

 Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от одного человека другому, но и от поколения к поколению.

 Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность задействования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.); рассматривают  психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.). Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает применение информационных и коммуникативных технологий в специальном образовании.

Главной целью коррекционного обучения и воспитания является создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.

Компьютер при правильном и продуманном подходе к его использованию открывает дефектологам новые походы, методы и пути решения ряда традиционных задач – коррекционных, педагогических и даже организационных и технических.

Применение специализированных компьютерных технологий при работе с детьми с ОПФР  позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

В настоящее время отчётливо проявляется тенденция введения в образовательный процесс для обучения детей с особыми образовательными потребностями наглядных средств обучения. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Каждому педагогу-практику ясно, что компьютерные технологии располагают большими возможностями  для совершенствования объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов, которые дополняются методами, непосредственно базирующимися на использовании компьютеров. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия информации учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения.  

 Организация образования лиц с ОПФР на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения :

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.

 Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения. Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОПФР. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий. Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОПФР.

 3. Мультимедийность компьютерных систем обучения. Организация обучения лиц с ОПФР на основе НИТ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Занятия с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.

Они решают следующие задачи:

 · изучение компьютера

· коррекция психического здоровья

· индивидуализация и дифференциация обучения

 · повышение эффективности обучения

· интеграция детей в информационное общество.

Внедрение компьютерных технологий в специальное образование открыло принципиально новые возможности для социальной адаптации лиц с нарушениями в развитии, для компенсации нарушенного анализатора, расширения спектра востребованных выпускниками специальных школ профессий, для решения многих коррекционных и общеобразовательных задач.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Решается одна из основных задач коррекционного воспитания – развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

 Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОПФР является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности цифровых образовательных ресурсов помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на занятие; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Конспект урока по СБО. Тема: Семейные традиции Цели урока: 1.     Познакомить учащихся с понятием “семейные традиции”. 2.     Развит...