Роль
информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании .
Информационные
и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее
различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный
соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с
размещенной на них информацией.
В
современном мире компьютер является необходимым атрибутом человеческого
существования, частью культурной среды. Информационные технологии вошли
практически во все сферы деятельности человека: производство, науку,
образование, быт. ИКТ является инновационным
и прогрессивным методом в образовании.
Во-первых,
внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и
накопленного социального опыта человечества не только от одного человека
другому, но и от поколения к поколению.
Во-вторых,
современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку
более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих
технологий в образование является важным фактором обновления системы
образования в соответствии с требованиями современного общества.
В основу использования ИКТ в отечественной
педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические
положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном,
Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по
использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном
процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность задействования
ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова,
В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.); рассматривают психологические аспекты применения компьютера
в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.).
Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает
применение информационных и коммуникативных технологий в специальном
образовании.
Главной
целью коррекционного обучения и воспитания является
создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и
интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных
качеств.
Компьютер при правильном и продуманном подходе к его
использованию открывает дефектологам новые походы, методы и пути решения ряда традиционных
задач – коррекционных, педагогических и даже организационных и технических.
Применение специализированных компьютерных
технологий при работе с детьми с ОПФР позволяет активизировать компенсаторные
механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Многообразие
дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает
применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных
компьютерных технологий. Их применение способствует результативности коррекционно-образовательного
процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного
обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития
специальной педагогики.
В настоящее время отчётливо проявляется тенденция
введения в образовательный процесс для обучения детей с особыми
образовательными потребностями наглядных средств обучения. Богатейшие
возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные
технологии. Каждому педагогу-практику ясно, что компьютерные технологии
располагают большими возможностями для
совершенствования объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов,
которые дополняются методами, непосредственно базирующимися на использовании
компьютеров. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как
задействованы все каналы восприятия информации учащихся – зрительный,
механический, слуховой и эмоциональный.
Современные информационные компьютерные технологии
предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может
использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при
контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала.
Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным,
современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
Организация
образования лиц с ОПФР на основе внедрения новых информационных технологий
связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения :
1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности
учащихся, повышение ее эффективности и качества.
Основой
реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения.
Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся
предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии
обучения. Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности
системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОПФР.
При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не
связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.
2. Интерактивность системы компьютерного обучения с
использованием новых информационных технологий. Использование компьютерных
средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от
пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной
консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы
самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для
социальной реабилитации лиц с ОПФР.
3.
Мультимедийность компьютерных систем обучения. Организация обучения лиц с ОПФР на
основе НИТ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных
средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы
обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа
полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Введение
информационных технологий во все области специального образования подчинено
задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и
предупреждения новых отклонений в развитии. Занятия с использованием ИКТ имеют
большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на
концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.
Они решают следующие задачи:
·
изучение компьютера
·
коррекция психического здоровья
·
индивидуализация и дифференциация обучения
·
повышение эффективности обучения
·
интеграция детей в информационное общество.
Внедрение компьютерных технологий в специальное
образование открыло принципиально новые возможности для социальной адаптации
лиц с нарушениями в развитии, для компенсации нарушенного анализатора,
расширения спектра востребованных выпускниками специальных школ профессий, для
решения многих коррекционных и общеобразовательных задач.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных
технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет
совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы
обучения. Решается одна из основных задач коррекционного воспитания – развитие
индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в
современном обществе.
Одним из
главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании
детей с ОПФР является их большие возможности в визуализации предоставляемого
учебного материала. Использование в педагогической деятельности цифровых
образовательных ресурсов помогает педагогу значительно сократить время на
трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности
на занятие; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные,
оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных
коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные
учебные материалы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий