Использование ЭСО в образовательном
процессе
ш
Использование ЭСО в образовательном
процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
обратную связь между
пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
компьютерную визуализацию учебной
информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации
объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их
моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном
движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
компьютерное моделирование изучаемых
объектов, явлений, процессов;
автоматизацию процессов вычислительной,
информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного
эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого
эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов;
варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно
условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее
проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента,
прогнозировать результаты исследования;
автоматизацию процессов управления
учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала:
генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и
передача их по сети и т.п.
Обозначим ряд ключевых аспектов
использования ЭСО в образовательном процессе:
мотивационный аспект – создают условия
для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и
потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня
подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого
потенциала учащихся;
содержательный аспект – дополняют учебник
теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти
нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями
труднообъяснимых процессов);
учебно-методический аспект – обеспечивают
учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при
подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала,
для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного
изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
организационный аспект – могут быть
использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях
обучения, во внеклассной работе;
контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять
различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование
ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы
представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и
педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с
тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их
эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в
образовательном процессе.
Любой из типов уроков (изучения нового
материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации
знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть
проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с
использованием ЭСО:
– класс разбивается на 2-3 группы, одна
из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее
сменяет следующая;
– вся обучаемая группа находится в
помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в
определенные отрезки времени только часть учащихся;
– в классе постоянно находятся 2-3
компьютера.
Применение ЭСО возможно также при
подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации
самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и
воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных
учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их
возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Одним из условий эффективного
использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока
с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:
1) обоснованность и целесообразность
использования ЭСО на уроке;
2) организация работы класса и каждого
учащегося с ЭСО;
3) деятельность учителя во время работы
учащихся с ЭСО;
4) деятельность учащихся во время
демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;
5) деятельность учителя после окончания
работы учащихся с ЭСО;
6) организация работы класса и каждого
учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
7) соблюдение санитарно-гигиенических
норм работы с ЭСО.
Использование ЭСО в образовательном
процессе обеспечивает:
– индивидуализацию и дифференциацию
процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога,
самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и
методов обучения;
– предоставляет учащемуся
инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном
мире;
– расширение и углубление знаний и
умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации
изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской
деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций
вычислительного, поискового характера;
– расширение сферы самостоятельной
деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за
счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности
(экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
– формирование информационной культуры
учащихся;
– повышение мотивации обучения за счет
компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности
управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и
методов обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий