Развитие фонематического слуха у младшиих школьников
Фонематический
слух
– это способность узнавать , различать и выделять на слух речевые и не речевые звуки.
Фонематическое
восприятие – это умение определять последовательность и
количество звуков в слове.
К
не речевым звукам относятся:
1)
звуки предметов ( звук дрели, удар мяча об пол )
2)
звуки транспорта ( гудок парохода, шум моторпа)
3)
звуки природы ( звук капель дождя, гроза)
4)
голоса животных ( ржание лошади, гогот гусей)
5)
музыкальные инструменты ( дудочка, звонок, барабан и
т.д.)
6)
звуки материалов ( шуршание песка, скрип снега)
Различение не речевых
звуков это первый этап развития фонематического слуха.
Игры на развитие не
речевых звуков:
1.«Кто как говорит»
Посмотри на картинки .
Называй животное и скажи , как оно говорит.
Пример: «Это корова.
Она говорит: МУ».
2.«Что играет»
Взрослый включает
звучание музыкальных инструментов, ребёнок называет , что это за инструмент
звучит.
3.«Угадай, что
прозвучало»
Соотнести картинку с
изображенитем музыкального инструмента со звуком этого инструмента. Звучит
балалайка, ребёнок поднимет картинку с балалайкой.
4. «Тихо – громко»
Разложить картинки с
изображением животных, транспорта, предметов на две группы . В одну тихо
звучащие, в другую – издающие громкие звуки.
Речевой звук – это звук , который образуется с
помощью речевого аппарата с целью речевого общения.
К речевым звукам относят
1)гласные звуки (
тянутся)
2)согласные звуки ( не
тянутся)
Изучение гласных звуков проходит в следующей
последовательности:
-знакомство с изолированными звуками
-соотнесение звука с его изображением
-определение звука (в начале слова, в конце слова, в середине слов)
-слитное пропевание звуковых цепочек
-анализ звуковых цепочек
-объединение звуков в цепочки
- определение наличия или отсутствия звука в слове
Изучение согласных
звуков проходит в следующей последовательности:
-знакомство с изолированными звуками
-сравнение звуков по способу артикуляции (установление зависимости звучания
от положения органов артикуляции
-определение изолированного звука в начале, в конце слова
-установление наличия или отсутствия звука в слове
- различение звонких и глухих согласных звуков
- замена изолированных звуков по звонкости / глухости
Игры:
1.
«Давай споём»
Пропеть гласные звуки медленно, быстро, протяжно , прерывисто по образцу за
педагогом.
2.
«Угадай звук»
По артикуляции педагога определить звук.
3.
«Где спрятался звук?»
Определить место звука в слове ( в начале, в конце, в середлине).
4.
«Поезд»
Составить по инструкции следующую цепочку слов: первое слово ПОЕЗД - ..Затем новое слово начинается с последней буквы предыдущего слова.
«Расскажи про звук»
Произносить звук ( гласный или согласный ) и ребёнок описывает положение
органов артикуляции.
5.
«Что в начале, что в конце»
Полоска бумаги со
словами. Ребёнок произносит слово и тяне перый или последний звук в слове, при
этом ведя по нему пальцем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий