Мой блог будет полезен родителям, педагогам, логопедам и дефектологам.

пятница, 15 апреля 2022 г.

Развитие фонематического слуха у младшиих школьников

Фонематический слух – это способность узнавать , различать и выделять  на слух речевые и не речевые звуки.

Фонематическое восприятие – это умение определять последовательность и количество звуков в слове.

К не речевым звукам относятся:

1)   звуки предметов ( звук дрели, удар мяча об пол )

2)   звуки транспорта ( гудок парохода, шум моторпа)

3)   звуки природы ( звук капель дождя, гроза)

4)   голоса животных ( ржание лошади, гогот гусей)

5)   музыкальные инструменты ( дудочка, звонок, барабан и т.д.)

6)   звуки материалов ( шуршание песка, скрип снега)

Различение не речевых звуков это первый этап развития фонематического слуха.

Игры на развитие не речевых звуков:

1.«Кто как говорит»

Посмотри на картинки . Называй животное и скажи , как оно говорит.

Пример: «Это корова. Она говорит: МУ».

2.«Что играет»

Взрослый включает звучание музыкальных инструментов, ребёнок называет , что это за инструмент звучит.

3.«Угадай, что прозвучало»

Соотнести картинку с изображенитем музыкального инструмента со звуком этого инструмента. Звучит балалайка, ребёнок поднимет картинку с балалайкой.

4. «Тихо – громко»

Разложить картинки с изображением животных, транспорта, предметов на две группы . В одну тихо звучащие, в другую – издающие громкие звуки.

Речевой звук – это звук , который образуется с помощью речевого аппарата с целью речевого общения.

К речевым звукам относят

1)гласные звуки ( тянутся)

2)согласные звуки ( не тянутся)

Изучение гласных звуков проходит в следующей последовательности:

-знакомство с изолированными звуками

-соотнесение звука с его изображением

-определение звука (в начале слова, в конце слова, в середине слов)

-слитное пропевание звуковых цепочек

-анализ звуковых цепочек

-объединение звуков в цепочки

- определение наличия или отсутствия звука в слове

Изучение согласных звуков проходит в следующей последовательности:

-знакомство с изолированными звуками

-сравнение звуков по способу артикуляции (установление зависимости звучания от положения органов артикуляции

-определение изолированного звука в начале, в конце слова

-установление наличия или отсутствия звука в слове

- различение звонких и глухих согласных звуков

- замена изолированных звуков по звонкости / глухости

 

Игры:

1.    «Давай споём»

Пропеть гласные звуки медленно, быстро, протяжно , прерывисто по образцу за педагогом.

2.    «Угадай звук»

По артикуляции педагога определить звук.

3.    «Где спрятался звук?»

Определить место звука в слове ( в начале, в конце, в середлине).

4.    «Поезд»

Составить по инструкции следующую цепочку слов:  первое слово ПОЕЗД - ..Затем новое слово начинается с последней буквы предыдущего слова.

 «Расскажи про звук»

Произносить звук ( гласный или согласный ) и ребёнок описывает положение органов артикуляции.

5.    «Что в начале, что в конце»

Полоска бумаги со словами. Ребёнок произносит слово и тяне перый или последний звук в слове, при этом ведя по нему пальцем.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Конспект урока по предмету "Человек и мир". Тема урока: Труд людей в природе весной. Цель: Познакомить учащихся с работами, кото...