Мой блог будет полезен родителям, педагогам, логопедам и дефектологам.

вторник, 25 января 2022 г.

Что такое задержка психического развития?

 Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память вниманиемышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте( до 5 класса включительно) если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.

 

Причины ЗПР :

1.   Биологические:

o патология беременности (тяжелые токсикозывнутриутробные инфекцииинтоксикации, травмы, конфликты в системе крови), внутриутробная гипоксия плода;

o    недоношенность;

o    асфиксия и травмы при родах;

o инфекционные, токсические, травматические, тяжелые хронические соматические заболевания на ранних этапах развития ребёнка; сенсорная депривация в связи с дефектами зрения и слуха;

oгенетическая обусловленность (наследственные болезни обмена, наследственные формы инфантилизма и олигофрении, генные мутации и т. д.).

2.   Социальные:

o    длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

o    неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка;

o    педагогическая запущенность.

    Классификация:

1.   ЗПР конституционального происхождения Это гармонический инфантилизм. В обучении в младших классах преобладает игровая мотивация. Ребёнок непосредственен, переживает яркие, но нестойкие и поверхностные эмоции. Иногда причиной его может быть многоплодная беременность. Психическая незрелость сочетается с грацильностью - психофизиологическая характеристика человека, включающая хрупкость телосложения(астеническое телосложение), слабоволие, уточненность, меланхоличность, постоянные требования заботы о себе.

2.   2.ЗПР соматогенного происхождения.
Причина такого вида ЗПР это  влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (
операции с наркозомболезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).

3.   ЗПР психогенного происхождения. Связан с неблагоприятными условиями воспитания .Среди них: безнадзорность и недостаточная опека (импульсивность, повышенная внушаемость, нет интеллектуальных интересов), гиперопека ( инфантилен, не самостоятелен, эгоцентричен), развитие личности по невротическому типу (неврозы, страхи, тревожность)

4.   ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.
При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слёзы.

Интересна также классификация В. В. Ковалёва (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

1.   Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);

2.   Энцефалопатический (при не грубых органических поражениях ЦНС);

3.   ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),

4.   ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).

 

Коррекционная работа с детьми с ЗПР.

После диагностики выявляются области, которые необходимо проработать.

Обычно у детей с ЗПР работа  ведётся по нескольким направлениям:

1)    Речевое развитие ( фонематический слух, звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, обогащение словаря)

2)    Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия

3)    Развитие мотивоционной  сферы

4)    Развитие эмоционально – волевой сферы.

         Диагностика, проведена, диагностическая карта заполнена, направления работы определены.

          Далее идёт подбор игр, упражнений, заданий, коррекционных программ, которые подходят именно под вашего ребёнка.

 

Вывод:

К детям с ЗПР относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии(УО, тяжёлого речевого недоразвития,выраженных первичных недостатков в функционировании анализаторных систем-слуха, зрения, двигательных систем). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, вследствие различных биосоциальных причин (лёгкие повреждения ЦНС или её функциональная не зрелость, инфантилизм, педагогическая запущенность, соматическая ослабленность, церебрастенических состояний.) Трудности могут быт обусловленные и недостатками внимания, познавательной сферы, самоконтроля, а также моторными нарушениями. При должной работе и внимании со стороны специалистов, педагогов и родителей, ребёнок к 5 классу выходит на уровень нормы.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Конспект урока по СБО. Тема: Семейные традиции Цели урока: 1.     Познакомить учащихся с понятием “семейные традиции”. 2.     Развит...