Мой блог будет полезен родителям, педагогам, логопедам и дефектологам.

среда, 26 апреля 2023 г.

 СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОПФР

Сказкотерапия — это метод психологии, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др.

История

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.

Первой книгой, написанной специально для детских психологов и воспитателей детских садов, использующих метод сказкотерапии, был сборник сказок Натальи Юрьевны Риттиной «В нашем лесу», изданный в 2016 году.

Историю сказкотерапии как школы практической психологии, объединяющей в своём содержании элементы искусства, фантазии, особую специфику культурного контекста взаимодействия с личностью, следует начинать с 90-х годов XX века. Однако если рассматривать её именно как метод активного воздействия на личность, то её история будет иметь гораздо более древние корни.

Согласно исследованиям О. И. Каяшевой, в становлении сказкотерапии можно выделить этап спонтанного сложения и передачи историй, этап научного анализа метафорического материала и этап использования сказки как техники психолого-педагогической работы. Доработав данную схему, она выделила в истории сказкотерапии как метода четыре основных этапа:

  • этап устного народного творчества;
  • этап собирания и исследования сказок и мифов;
  • этап применения сказкотерапии как психотехники;
  • этап комплексной сказкотерапии.

Способы и приёмы

Вачков И. В. выделил 24 способа и приёма работы со сказкой. Вот некоторые из них:

  • Чтение и последующее обсуждение сказок.
  • Рассказывание сказки.
  • Характеристика героев с формулированием своего отношения.
  • Включение в сказку персонажа другой сказки.
  • Рисование иллюстраций к сказке.
  • Рассказывание сказки наоборот.
  • Суд над персонажем.
  • Создание сказки по имеющейся модели.

Особенности

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации.

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Конспект урока по предмету "Человек и мир". Тема урока: Труд людей в природе весной. Цель: Познакомить учащихся с работами, кото...